«ТБ Эксперт» продолжает серию публикаций, посвященных изучению порядка и методик проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ). Статья подготовлена в соответствии с методикой проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, рекомендованной Росавтодором, источник – официальный сайт агентства.
Итак, первый этап проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, определен как: «Изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, организации эксплуатации (порядка функционирования)». И включает выполнение следующих пунктов:
1) Общая характеристика ОТИ;
2) Описание ОТИ;
3) Организация эксплуатации (порядок функционирования) ОТИ;
4) Определение границ зоны безопасности и перечня критических элементов.
Для подготовки указанных разделов (это будут именно разделы отчета о проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, согласно рекомендациям Росавтодора о содержании отчета) необходимо получить исходные данные от собственника объекта. В качестве исходных могут быть использованы:
— проектная документация;
— договоры аренды земли, зданий, помещений;
— свидетельства о регистрации прав на собственность;
— локальные нормативно-правовые акты организации;
— договоры на эксплуатацию и обслуживание технических систем объекта;
— документы системы контроля и управления качеством;
— и другие документы, содержащие текстовые и графические материалы, описывающие сам объект, его назначение, производственные процессы.
Изучение характеристик ОТИ производится в последовательности, представленной в таблице ниже (в той же последовательности необходимо представить результаты первого этапа проведения оценки уязвимости ОТИ):
Изучение характеристик ОТИ
№ |
Отрабатываемые элементы |
1. |
Изучение геологических, гидрологических и географических особенностей дислокации ОТИ |
2. |
Изучение генерального плана ОТИ, технического паспорта ОТИ, плана территории ОТИ, состава ОТИ (зданий, сооружений и территории) |
3. |
Изучение функциональных особенностей элементов ОТИ (назначение зданий, сооружений, помещений зданий и сооружений, оборудования, а так же режимов их работы и эксплуатации) |
4. |
Обследование отдельных элементов зданий, сооружений, помещений зданий и сооружений ОТИ с фотосъемкой отдельных участков |
5. |
Обследование периметра ОТИ и ограждения периметра ОТИ с фотосъемкой отдельных участков |
6. |
Обследование прилегающей к ОТИ территории, путей подъезда, подхода, мест стоянок и остановки автотранспорта, выявление естественных препятствий и возможных мест укрытия потенциальных нарушителей с фотосъемкой отдельных элементов |
7. |
Внешнее обследование ближайших к ОТИ зданий и сооружений, оказывающих влияние на уязвимость ОТИ с их фотосъемкой |
8. |
Обследование перронов отправления, перронов прибытия, посадочных площадок, площадок для высадки пассажиров, остановочного пункта (при его наличии), площадок межрейсового отстоя автобусов, стоянок транспортных средств, в том числе и стоянок личных легковых автомобилей с их фотосъемкой |
9. |
Изучение документации инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ (системы энергоснабжения, освещения, водо-, тепло-, газо — обеспечения, канализации, вентиляции и кондиционирования, системы связи и громкоговорящего оповещения, компьютерной сети и др. коммуникации) (с опросом ответственных лиц) |
10. |
Изучение эксплуатации (порядка функционирования) инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ (системы энергоснабжения, освещения, водо-, тепло-, газо — обеспечения, канализации, вентиляции и кондиционирования, системы связи и громкоговорящего оповещения, компьютерной сети и др. коммуникации) с фотосъемкой отдельных участков |
11. |
Обследование технологических участков инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ, где имеется наибольшая вероятность совершения АНВ в деятельность ОТИ с фотосъемкой отдельных элементов |
12. |
Обследование точек доступа к внешним коммуникациям ОТИ с фотосъемкой отдельных участков. |
13. |
Технологические операции (в том числе режим работы и возможная численность пассажиров, персонала и посетителей на ОТИ в различное время суток) |
14. |
Анализ производственного цикла ОТИ, особенностей и временных показателей производственно- технологических процессов, мест скопления людей (персонала ОТИ, пассажиров, посетителей и т.п.) |
15. |
Основные технические системы, обеспечивающие выполнение технологических операций (в т.ч. характеристика транспортных средств, обслуживаемых ОТИ) |
16. |
Обследование контрольно-пропускных пунктов (постов) обеспечения транспортной безопасности с их фотосъемкой (обследуется при их наличии) |
17. |
Обследование поста (пункта) управления обеспечением транспортной безопасности с его фотосъемкой (обследуется при их наличии) |
18. |
Определение и обследование зоны транспортной безопасности ОТИ, наземных, подземных и надземных переходов, перевозочного сектора зоны транспортной безопасности, технологического сектора зоны транспортной безопасности с фотосъемкой отдельных участков |
19. |
Определение сооружений, помещений и технологического оборудования ОТИ, при воздействии на которые нарушитель может реализовать наибольшую по потерям потенциальную угрозу, т.е. определение критических элементов, их обследование и фотосъемка |
20. |
Составление отчетной документации (промежуточное документирование). Результатом проведенной работы является описание технических и технологических характеристик ОТИ, организации эксплуатации (функционирования) (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации ОТИ), а также организации их эксплуатации (функционирования), определение границ зоны транспортной безопасности и перечня критических элементов ОТИ. |
На основании собранных исходных данных необходимо подготовить ряд схем (в соответствии с представленным ниже списком), они должны быть обязательно включены в отчет в раздел «Приложения»:
Список обязательных приложений для отчета о проведении ОУ
1. Ситуационный план ОТИ
На ситуационный план наносятся:
— границы ОТИ (территория, здания и сооружения ОТИ);
— перроны отправления, перроны прибытия, посадочные площадки, площадки для высадок пассажиров, а также остановочный пункт (при его наличии)
— ограждение периметра территории ОТИ;
— подъездные пути к ОТИ;
— примыкающие к ОТИ здания и сооружения.
— границы зоны транспортной безопасности (перевозочный и технологический сектора зоны транспортной безопасности) и критические элементы;
— места размещения, имеющихся на ОТИ инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности;
— места размещения постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности и КПП;
— места размещения постов подразделений транспортной безопасности, сотрудников полиции.
2. Поэтажная план – схема здания ОТИ, где нанесены:
— границы зоны транспортной безопасности (перевозочный и технологический сектора зоны транспортной безопасности) и критические элементы;
— места размещения, имеющихся на ОТИ инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности;
— места размещения постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности и КПП;
— места размещения постов подразделений транспортной безопасности, сотрудников полиции.
3. Схема размещения инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ.
4. Схема размещения инженерно-технических систем, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ