Что такое оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры?

Определение понятию «оценка уязвимости» дано в Федеральном законе от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности (ст. 1, п. 6): оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств — определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства. В соответствии с требованиями закона «О транспортной безопасности» оценка уязвимости должна быть проведена на всех объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. Если перевести казенный язык на «нормальный человеческий», то оценка уязвимости – это услуга, которую обязан заказать и оплатить собственник объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства, за свой счет. Оценка уязвимости – это одно из мероприятий из комплекса мероприятий, предусмотренных с целью повышения защиты населения на транспорте.

Закон «О транспортной безопасности» возлагает ответственность за обеспечение объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на собственника, этот факт стал основной причиной задержек в разработке нормативно-правовой базы в сфере обеспечения транспортной безопасности, так как заложил одно из противоречий интересов государства и собственника: с одной стороны – необходимость повысить уровень безопасности (в этом заинтересовано общество и государство требует исполнения новых требований по обеспечению безопасности); с другой стороны – ответственность за обеспечение безопасности возложена на собственника объекта, в большинстве случаев это коммерческая организация, имеющая целью извлечение прибыли и не заинтересованное в увеличении расходов (все мероприятия по повышению уровня безопасности объекта являются чистыми затратами, влекущими за собой дополнительные регулярные расходы на обслуживание систем безопасности).

Кратко обобщим основные положения нормативно-правовых актов в отношении проведения оценки уязвимости:

Цель – определение степени защищенности;

Несет ответственность за проведение – субъект транспортной инфраструктуры (собственник объекта или транспортного средства);

Проводит – специализированная организация;

Результат – отчет о проведении и рекомендации;

Утверждает результаты – компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности;

Стоимость – определяется и регулируется государством (в настоящее время тарифы не разработаны).