В России функционирует свыше 2,5 тысячи химически опасных объектов, более 1,5 тысячи ядерно и радиационно-опасных объектов, около 8 тысяч пожаро-и взрывоопасных объектов, более 30 тысяч гидротехнических сооружений. Многие из этих объектов представляют экономическую, оборонную и социальную значимость для страны, но одновременно несут потенциальную опасность для здоровья и жизни людей при возникновении на них аварий. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на этих объектах проживает свыше 90 миллионов жителей страны. Положение усугубляется значительным износом основных производственных фондов, снижением технологической дисциплины. Развитие атомной энергетики и химической индустрии, транспортирование энергетических и природных ресурсов на огромные расстояния, строительство предприятий и сооружений, оснащенных сложнейшим технологическим оборудованием, являются причиной увеличения радиационной, химической, техногенной, экологической и других опасностей. В результате появляются новые виды угроз жизни, здоровью и деятельности людей.
В первую очередь к таким новым угрозам следует добавить опасность терроризма на потенциально опасных предприятиях, связанную с социальной и политической напряженностью в обществе, которая приводит к увеличению случаев насилия, в том числе к наиболее опасным формам его проявления — террористическим актам.
Анализ чрезвычайных происшествий показывает, что причиной трагических последствий в большинстве случаев служит слабая организация системы безопасности, которая чаще всего проявляется в непрофессиональных или несвоевременных действиях, отсутствии координации и взаимодействия, плохо подготовленных или отсутствующих планах действий в условиях нештатных и чрезвычайных ситуаций.
МЧС России проводит работу, направленную на формирование национального информационного пространства, по вопросам борьбы с бедствиями и катастрофами, прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с этим вопросам развития систем мониторинга опасных природных процессов и явлений и состояния безопасности опасных производственных, технически сложных и уникальных объектов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 года №1314-р одобрена Концепция федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов (ФСМ КВО и ОГ). Такая система мониторинга создается в интересах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в сфере ведения которых находятся вопросы функционирования критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации, транспортировки опасных грузов (далее — грузы) и (или) вопросы обеспечения защищенности этих объектов и грузов от угроз техногенного и природного характера, а также вызванных проявлениями терроризма. Целями создания этой системы мониторинга являются последовательное снижение до минимального уровня риска воздействия на объекты и грузы факторов террористического, техногенного и природного характера и минимизация ущерба от кризисных ситуаций для населения страны и окружающей среды. Задачей системы мониторинга является информационная поддержка разработки и реализации мер по своевременному прогнозированию, выявлению и предупреждению угроз и кризисных ситуаций в отношении объектов и грузов. Объектом мониторинга является состояние защищенности объектов и грузов. Задача обеспечения защищенности критически важных объектов и опасных грузов является приоритетной задачей как в нашей стране, так и за рубежом. Непосредственными аналогами являются региональные системы мониторинга и прогнозирования состояния КВО, являющихся потенциально опасными как источники аварий и техногенных катастроф в нашей стране и за рубежом, а также отраслевые системы мониторинга КВО и ОГ.
Известны и другие отдельные средства и экспериментальные участки создаваемых систем мониторинга, в том числе:
► система безопасности ядерно опасных объектов «Цирконий-М» (ФГУП «СНПО «Элерон»), включающая подсистемы контроля управления доступом, телевизионного наблюдения, обнаружения проноса металлов и радиоактивных материалов, систему безопасности транспортировки ядерных материалов;
► автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО) на радиационно опасных объектах, которая является одним из элементов общей системы радиационной безопасности и включает в себя как стационарные датчики, так и мобильные посты радиационного контроля, осуществляющие регулярный мониторинг радиационной обстановки, в том числе и на прилегающей территории;
► система автоматического мониторинга химически опасных объектов (научно-производственная фирма «ИНКРАМ»), включающая подсистемы оперативного обнаружения в автоматическом режиме аварий на химически опасных объектах, оценки, прогнозирования и своевременного оповещения об аварии производственного персонала предприятия и территориальных подразделений МЧС России;
► система дистанционного контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности СДКН Ространснадзора, предусматривающая возможность удаленного доступа к системам обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры и выводу информации с объектов в ситуационный центр Ространснадзора;
► отраслевая система мониторинга критически важных и (или) потенциально опасных объектов (КВО) инфраструктуры и опасных грузов (ОГ) Роскосмоса (ОАО «Российские космические системы»), включающая автоматизированные системы мониторинга КВО ракетно-космической промышленности и перевозок ОГ Роскосмоса.
В настоящее время достаточно активно создаются структурированные системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС), в том числе на уникальных и высотных объектах города Москвы и олимпийских объектах г. Сочи, информирующие единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципального образования (города, района) о возможности возникновения и фактах чрезвычайных ситуаций (в том числе аварийном состоянии строительных конструкций) на таких объектах.
Однако, как показал опыт проектирования СМИС, существуют ведомственная разобщенность и целый ряд противоречий в нормативной правовой базе СМИС, которые дают возможность усложнять и замедлять процесс разработки СМИС, за счет навязывания не регламентированных в правовом отношении требований и согласований. С другой стороны, отсутствие понятной единой технической политики и технических требований к СМИС усложняет контроль качества работ при создании СМИС.